Логотип
Онлайн центр скорочтения
Книгочеи

Техника формирования навыка быстрого чтения у детей

Вдумчивое, или продуктивное чтение, - один из инструментов эффективного обучения.

Вдумчивое чтение подразумевает, что человек не только воспринимает информацию визуально, но анализирует, критически осмысливает, способен понять подтекст, т.е. читать между строк, может задать вопросы, причём не столько фактологические, сколько содержательные, цепляющие скрытые смыслы, выходящие за рамки текста, заставляющие размышлять, высказывать предположения, спорить, обосновывать свою точку зрения. Такому чтению мы учимся в СТУДИИ ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ.

Но продуктивное чтение возможно только при хорошей технике чтения, т.е. при скорости не ниже 100 сл/мин и владении пересказом, как развёрнутым, так и сжатым. Если эти поднавыки не сформированы, читать вдумчиво будет сложно. Ведь при чтении ниже 100 сл/мин мозг находится в колоссальном напряжении.

Чтобы стало понятно, приведу аналогию:
если показывать видео с частотой кадров ниже 12, восприятие станет неудобным, потеряется плавность, непрерывность, динамика станет заторможенной. Такое видео, а тем более длинный фильм смотреть не захочется. А ведь при чтении с низкой скоростью поступление информации происходит именно таким неудобным, прерывистым способом.

Скорость мышления оказывается в сильном несоответствии со скоростью поступления информации, и мозг вынужден либо тратить уйму усилий на удержание внимания, либо отвлекаться и терять нить содержания. Поэтому-то интерес к чтению при таком раскладе вряд ли может появиться.

Выходит, увеличение скорости чтения – важнейшая учебная задача.

Оптимальная скорость – 120 – 150 сл/мин вслух, ориентиром здесь служит поставленная внятная речь дикторов телевидения. Чтение вслух вполне может быть и с более высокой скоростью, но в этом случае, оно воспринимается, как скороговорка.

Как же увеличить скорость чтения, если ребёнок не любит читать?

Прежде всего, откажитесь на время от чтения длинных произведений, пока техника не поднимется до 100 сл/мин или ребёнок не проявит желание читать длинную книгу самостоятельно.

Начинайте с 3-минутной разминки:

  • пусть ребёнок произносит скороговорки на выдохе, сколько получается;
  • дайте минутку почитать слоги;
  • минутку слова в столбике.

 

Теперь 5 - 10 минут на чтение, НЕ БОЛЬШЕ!!! В один день используйте только одну из трёх игр

  1. Игра «ВОЛНА».

Берите короткие тексты, на 10-20 слов превышающие скорость чтения в минуту.

Читайте эти тексты 3 раза подряд по 1 минуте. Так ребёнок почувствует уверенность, не успеет устать и увидит ощутимый прогресс. Пересказать такой текст он уже сможет без труда. Возвращайтесь к этому тексту до тех пор, пока с первого раза за минуту не будет прочитан весь текст. Как только достигли этого эффекта, берите следующий текст и работайте с ним. 

  1. Игра «КАРУСЕЛЬ».

Снова берём небольшой текст и читаем его по минуте:

  • обычно;
  • боком;
  • вверх ногами;
  • другим боком;
  • обычно на время.

И снова пересказываем.

  1. Игра «Молния».

Теперь понадобится текст раза в 4 длиннее по объёму, чем скорость чтения. Можно предварительно поиграть с ним в «Карусель», можно сразу приступить к «Молнии». Теперь читать надо три разных отрывка, засекая время по 1 минуте, и отмечать количество слов в каждом отрывке.

Все результаты ОБЯЗАТЕЛЬНО отмечайте на графике! Визуальная фиксация результата - сама по себе мощный мотивирующий инструмент.

Когда скорость поднимется до 100 слов/мин, можно подключить продуктивное чтение! И учиться не просто пересказывать, а размышлять, задавать вопросы и творчески переосмысливать текст.

Именно этому мы учимся в СТУДИИ ТАЛАНТЛИВОГО ЧИТАТЕЛЯ и ждём всех желающих, достигших уровня в чтении не ниже 100 сл/мин на наших увлекательных занятиях.

А тех, чья скорость пока ниже, приглашаем на занятия БЫСТРЫМ ЧТЕНИЕМ.